Основная информация
Древний город был важным торговым и военно-стратегическим пунктом на протяжении почти всей истории страны. Бейт Шеан расположен в плодородной области на стыке Изреельской и Иорданской долин у реки Харод, что давало возможность контролировать торговый путь из Египта в Заиорданье и Сирию. Название города, по-видимому, происходит от местного языческого бога солнца Шеана или Шана. Место было обитаемо с халколитического периода - 5 тысячелетие до н. э.
Бейт Шеан - один из древнейших городов на Ближнем Востоке, при раскопках кургана обнаружено около 20 культурных слоев, причем самые верхние 5 были полностью срыты при первых исследованиях. Самые древние культурные слои относятся к периодам ранней и поздней бронзы. В основной части кургана раскопан разрушенный землетрясением (однако сравнительно хорошо сохранившийся) византийский город с остатками великолепный жилых и общественных зданий, улиц, храмов, бань и т.п. В самом городе раскопан большой театр 2 в. н. э., наиболее хорошо сохранившийся из античных театров в Израиле с прилегающим к нему жилым кварталом. В окрестностях Бейт Шеана находятся также остатки арабских и турецких строений, начиная с первой половины 14 в. Курган является высшей точкой города и находится на высоте 103 м под уровнем моря. Отсюда есть прямая видимость с Кохав ха-Ярден, где при крестоносцах была главная крепость района. Также хорошо видна Изреельская долина, гора Гильбоа и Рамот Иссахар. Таким образом, из города просматривалась вся окружность, в том числе долина Иордана.
Бейт Шеан был главными воротами страны. Сверху хорошо видны римские северо-восточные ворота города, которые находятся выше византийских на той стороне ручья. Дорога от ворот к городу шла без потери высоты по крышам домов, находящихся под ней. Римские ворота 2 в. были скорее церемониальными, в них даже не было двери, ведь город тогда находился посреди Римской империи и вокруг не было никаких врагов. Через реку сохранились быки византийского моста.
Основная дорога в Бейт Шеан из Кейсарии проходила вдоль ручья Харод. Граница города находилась прямо у современного шоссе, там, где через ручей сохранился турецкий мостик. Мост этот являлся частью конструкции турецких водяных мельниц, которые, в отличие от европейских, работали не на принципе давления массы воды, а на гидростатическом давлении. Сохранилась дорога римско-византийского периода, мощенная обработанными камнями из базальта. Вокруг валяется большое количество белых камней, являющихся остатками капителей и портиков ворог города. С трудом угадываемые под землей очертания стены относятся к византийскому периоду. Напротив через ручей у современного сарая - остатки византийского монастыря 6 в. и самаритянской синагоги.
Нижний город начали раскапывать относительно недавно, поскольку сверху ничего не было видно, все находилось под слоем земли, за исключением одной-единственной колонны. Из-за того, что город построен у холма, его план не мог быть в точности стандартным, как в других римских городах. Улицы, мостовая которых сохранилась, относятся к византийским временам. Дорога, ведущая вдоль небольшого ручья по направлению к северо-восточным воротам, условно называется ха-Гай, поперечная - Сильванус, а главная - Палладиус. Практически весь город, строившийся во 2 в. н. э. и перестраивавшийся в 5-м, выстроен из базальта, облицованного известняком, изредка мрамором. С течением времени облицовка отвалилась и сохранились, по большей части, базальтовые основания. На пересечении Сильвануса и Палладиуса - развалины большого храма, площадь Тетрапилон. Левее - Нимфеон, еще левее - городское здание. За фонтаном - ряд магазинов, а за ними центральная площадь 5 в. Агора с остатками базилики. Пик развития города приходился на конец римской начало византийской эпохи, например, при императоре Диоклетиане в Бейт Шеане производили самые лучшие и дорогие ткани. Римский храм относится ко 2 в. н. э. Он также был разрушен землетрясением 15 января 749 г., седьмым по библейскому счету. Фронтон храма развернут не по направлению улицы, хотя у римлян было принято ставить храмы в конце основных улиц.
Храм был очень высокий - около 15м, что соответствует 4-5-этажному современному зданию, но неглубокий, так как состоял только из одной недлинной комнаты, в которой находилась статуя божества. Входить в храм было позволено только священникам. У входа найдена табличка на разрушенном пьедестале с надписью по-гречески «от жителей Нисы - Марку Аврелию». Видимо, здесь стояла скульптура императора Марка Аврелия Антонина, правившего в 161 - 180 гг. н.э. Посвящен был храм, очевидно, Дионису или, в римской мифологии - Вакху, поскольку данный миф впрямую связан с этим городом.
Улица Палладиус, построенная, видимо, позднее землетрясения 363 г., состоит из нескольких частей. Проезжая часть сделана под наклоном от центра к периферии, чтобы с нее стекала вода, сбоку сделаны стоки, а под самым центром улицы идет основной сливной канал, перекрытый мостовой. Сохранившиеся аутентичные камни гладко отполированы, шероховатые же - современная реконструкция. Камни уложены под углом, специально, чтобы в них не застревали колеса. Сбоку за колоннадой идет тротуар, перекрытый в прошлом портиком. Тротуар в целом значительно шире, чем проезжая часть, пешеходов тогда было больше. На колоннах лежала резная капитель. Отделано все было мрамором, привезенным в основном из Турции, что было очень дорого. Позже этим же мрамором, снятым со стен, покрыли тротуар, ранее выложенный мозаикой. Найденная мозаичная надпись свидетельствует о том, что улица была спроектирована и построена неким Палладиусом около 600 г. н. э., управляющим провинции, откуда ее современное условное название. Здесь сохранилось скульптурное изображение головы Диониса Многое реставрировано и реконструировано, причем здесь существует специальная мастерская по «лечению» колонн. Надо заметить, что реставрация сегодня представляет собой отдельную науку, максимальное развитие получившую именно в Израиле. В наше время реконструкцию производят специально таким образом, чтобы новый материал был похож на старый, но при этом выделялся и его всегда хорошо было видно. Кроме того, стыки в месте старых поломок специально делают относительно слабыми, чтобы в случае падения колонна поломалась в том же месте, а не в новом, как было раньше, когда отремонтированная часть была крепче старой. С западной стороны от улицы остался полукруг - фундамент так называемой экседры, или «сигмы», своеобразного торгового центра с двухэтажными магазинчиками, расположенными по полуокружности. Вдоль магазинчиков был ряд колонн, инкрустированных мозаикой, а в одной из комнат была найдена красивая мозаика с именем богини-охранительницы Тихо.
Под зданием бань - остатки римской улицы, ступени которой вели к небольшому храму 2 в., посвященному богине Персефоне. Храм окружен фонтанчиками, колоннами, найден жертвенник с греческой надписью на нем. Под всей этой конструкцией под землей было проложено искусственное русло для ручья Харод, чтобы в весенние месяцы во время разливов избежать затопления города.
Театр в Бейт Шеане был построен в начале 2 в. и использовался до конца 6-го, позже был частично разрушен землетрясением, благодря чему сохранился. По мировым понятиям, театр относительно небольшой - всего 10 тыс. мест. Постройка типично римская, в греческих театрах сцены не было, только арена, а сцена, просцениум, задняя стена - это чисто римские изобретения. Кроме верхнего ряда стен все сохранилось в почти нетронутом виде. Было 8 входов сверху и 2 с боков, 3 уровня сидений, из которых сохранился только первый. Театр был украшен мозаикой, скульптурами и барельефами, сцена и арена были вымощены мраморными плитами, мрамор для который привозился из Малой Азии. Сегодня существует проект полной реконструкции театра. Римский амфитеатр в новом городе относится ко 2 в. н. э. и является типичной римской конструкцией. Он находился на южной окраине римского города и использовался в основном для гладиаторских боев, в том числе с животными, а изредка как ипподром. Поэтому сцена находится значительно ниже зрительных рядов и имеет специальные проходы в подземные помещения, где содержались дикие животные. Амфитеатр представляет собой овал 102 на 67 м и имеет 12 зрительских рядов. В 4 в. н. э. амфитеатр постепенно перестал использоваться, а крестоносцы употребили его камни для строительства крепости. Недалеко от амфитеатра найдены жилые кварталы и улицы византийского периода, построенные в 5 и 6 вв. н.э.